Витали Иван Петрович (1794-1855)
И.П.Витали родился в Петербурге. Его отец, лепщик Пьетро Витали, юношей приехал в Россию из Италии.
С детских лет он находился в среде художников и скульпторов. Отец часто брал Ивана в мастерские Академии художеств. Однажды в литейной молодой Витали увидел, как известный мастер Екимов чеканил группу тритонов, в которой фантазия сочеталась с тонким пониманием природы. Придя домой, Витали по памяти вылепил эту группу из глины. Талантливый резчик по мрамору Августино Трискорни оценил дарование мальчика и взял его к себе в ученики.
В мастерской Трискорни создавались надгробные памятники, камины, вазы, бюсты, декоративная скульптура. Здесь Витали научился чувствовать фактуру материала, а тяжелая работа лепщика, чеканщика и мраморщика приучила его к терпению и точности. Много лет спустя, уже став известным скульптором, он иногда сам исполнял в мраморе и бронзе свои произведения.
Работая в мастерской, Витали посещал классы Академии художеств. В 1818 году Трискорни поручил ученику руководить московским отделением мастерской. Знания, полученные в годы ученичества, помогали скульптору понять сущность замыслов московских архитекторов, с которыми он начал работать. Достиг высокого мастерства, изучая произведения скульпторов русского классицизма – Гордеева, Мартоса, Замараева. В Москве И.П.Витали исполнил декоративные скульптуры для зданий Опекунского совета (1820-1825), Технического училища (1829-1830) и Сиротского института (1832-1835).
В 1838 году за бюст Карла Брюллова Витали получил звание неклассного художника, а в 1840 году – академика. Это звание было ему присвоено за бюст художника В.К.Шебуева. С 1841 года Витали – преподаватель, а с 1842-го – профессор Академии художеств.
В 1841 году И.П.Витали получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора, требовавший многолетнего труда. Эта работа поглотила почти все его творческие силы.
Иван Петрович руководил работами по изготовлению скульптуры для Исаакиевского собора. В течение четырнадцати лет вместе со своими помощниками он создал более трехсот статуй и рельефов, композиции двух фронтонов, пластическое убранство наружных и внутренних дверей, сводов и барабана главного купола.
Русские скульпторы и художники воспринимали собор не только как культовое здание, но и как своеобразный архитектурно-художественный памятник эпохи, и считали за честь участвовать в его оформлении.
Тяжелая болезнь подорвала силы Витали, и в 1855 году он скончался.
Завершение работы по созданию пластического убранства собора проходило уже без его участия.
И.П.Витали похоронен в Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Его ученик Антонио Фолетти создал бюст из белого итальянского мрамора – великолепное надгробие великому скульптору. |